Алгоритм действий при выявлении несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения» для родителей и педагогов образовательных организаций

Алгоритм  действий при выявлении несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения» для родителей и педагогов образовательных организаций

Симптомы употребления алкоголя и наркотических веществ

Напомним основные симптомы употребления алкоголя и наркотических веществ:

Сделать это трудно, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет наркотики периодически. Кроме того, ряд признаков совпадает с теми, которые сопровождают процесс взросления. Обычно настораживает, если вы заметили у ребенка следующее:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:

-бледность или покраснение кожи;

-расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;

-несвязная, замедленная или ускоренная речь;

-потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;

-хронический кашель;

-плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);

-резкие скачки артериального давления;

-расстройство желудочно-кишечного тракта.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:

- беспричинное возбуждение, вялость;

- нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания;

- уходы из дома, прогулы в образовательном учреждении по непонятным

причинам;

- трудности в сосредоточении на чем-то конкретном;

- бессонница или сонливость;

- болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения;

- избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки;

- снижение успеваемости в учебном заведении;

- постоянные просьбы дать денег;

- пропажа из дома ценностей;

- частные телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры;

- самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны;

- частое вранье, изворотливость, лживость;

- уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;

- неопрятность внешнего вида.

ОЧЕВИДНЫЕ ПРИЗНАКИ:

- следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки;

- бумажные и денежные купюры, свернутые в трубочку;

- закопченные ложки, фольга;

- капсулы, пузырьки, жестяные банки;

- пачки лекарств снотворного или успокоительного действия;

- папиросы в пачках из-под сигарет

- соответствующий запах алкоголя.

При возникновении подозрений на то, что подросток находится в состоянии опьянения в связи с употреблением алкоголя и психоактивных веществ,  наиболее оправданы следующие действия педагогического работника образовательной организации:

Алгоритм действий:

  1.     Достаточными основаниями полагать, что учащийся находится в состоянии алкогольного опьянения и (или) состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ являются:

 - любые утверждения, что учащийся употреблял алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво,

наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества;

- наличие запаха алкоголя изо рта несовершеннолетнего, выраженного растительного и (или) химического запаха от его одежды; нарушение речи, походки, способности сохранять равновесие;

  - двигательная расторможенность или заторможенность;

- необычное поведение, необъяснимое внешними обстоятельствами;

- нарушение словесного контакта;

- странные высказывания, не согласующиеся с реальными обстоятельствами.

2. При выявлении у учащегося трех и более из выше перечисленных признаков несовершеннолетнего необходимо изолировать от основной массы учащихся в отдельное помещение.

3. Устранить из ближайшего окружения опасные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда его здоровью либо для совершения агрессивных действий в отношении окружающих, не допускать в адрес учащегося высказывания угроз либо физического воздействия.

4 . Немедленно поставить в известность руководителя школы, социального педагога, психолога.

5. Немедленно известить родителей подростка или лиц, их заменяющих, о случившемся.

6. Пригласить инспектора подразделения по делам несовершеннолетних для принятия соответствующих мер реагирования в установленном порядке.

7. Срочно вызвать медицинского работника школы. Медработник должен оценить общее состояние несовершеннолетнего и зафиксировать данные осмотра в школьной медицинской карте. При добровольном информированном согласии в отношении лиц, старше 15 лет и законных представителей в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет с целью диагностики провести забор мочи для определения вида психоактивного вещества, используя тест-полоски.

8. Если общее состояние учащегося оценивается как состояние острого алкогольного, наркотического или токсического опьянения – вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

9. Нецелесообразно проведение самостоятельного немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя, наркотиков или других одурманивающих веществ.

 Алгоритм действий родителей, в случае возникновения подозрений   о том, что ребёнок находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения

1)  не впадайте в панику;

2)  понаблюдайте за ним внимательно, не демонстрируя чрезмерного волнения и подозрения;

3)  ни в чем не обвиняйте ребенка, не читайте ему мораль, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте;

4)  Нецелесообразно проведение самостоятельного немедленного разбирательства причин и обстоятельств употребления алкоголя или наркотиков;

5)  поддержите ребенка, проявив внимание и заботу;

6)  убедите его, что Вы действуете в его интересах;

7)  не верьте уверениям ребенка, что он сможет справиться с этим без специальной помощи;

8)  попытайтесь уговорить его обратиться к специалисту или обратитесь за  консультацией сами, составьте совместный план действий;                      

9)  В обязательном порядке без отлагательств обратиться к врачу – наркологу, школьному психологу за помощью.

10)            В случае, если состояние подростка может быть расценено как тяжелое состояние наркотического или алкогольного опьянения, немедленно вызвать скорую медицинскую помощь.